top of page
Search
  • Writer's pictureElnur Aslanov

Trump-ler

Чем больше власти, тем больше ответственности. А в современном мире можно перефразировать эту фразу как «чем больше подписчиков, тем больше контроля», и отрицать наличие этого контроля более нельзя.


Когда-то социальные сети были способом поделиться своим мнением без какой-то цензуры... Можно было не задумываться о том, какой ставишь #hashtag, о том, не затронешь ли случайно «не те» темы или проблемы, затрагивать которые и не думал. Но чем больше влияния, тем больше ответственности, а с ростом популярности соцсетей происходит и их превращение в новые СМИ. Как результат, у пользователей появляются новые обязанности и обязательства.


Любая транслируемая идея подвергается тщательной оценке, находит своих сторонников и хейтеров. Важно быть готовым отстоять свою точку зрения, даже если #1984 человека в комментариях не согласятся с тем, что Ваша точка это реально Ваша точка зрения.



В какой момент соцсети стали СМИ?


Социальные сети сделали популярными мы сами. Мы приходили в них, регистрировались, обживали «свои территории», общались, делились мнениями, искали и находили свободу для выражения себя. Отстроив «территории» с нуля, пригласив в них всех своих друзей, мы поняли, что теперь сила этих объектов такова, что мы должны следовать определённым правилам, чтобы не потерять возможность пользоваться ими.


Но эти правила устанавливаем не мы.


Через соцсети мы стали транслировать идеи. Чем больше подписчиков, тем больше наше влияние. Если брать политиков или общественных деятелей, то их страницы может читать такое количество человек, как когда-то топовые бумажные новостные издания.

Большую роль в превращении соцсетей в СМИ сыграла пандемия, перенесшая весь мир в формант онлайн-взаимодействия. Важно то, что мы уже полностью к нему привыкли и даже если вдруг победим все вирусы мира, за газетой в киоск никто не побежит.


Огромные возможности соцсетей мы ощутили во время последней войны в Карабахе - Отечественной Войны.


Узнавать в онлайне в телеграм-каналах о каждом событии, получать едва ли не почасовые новости и… читать откровенные фейки другой стороны. Мы на своём личном примере ещё в конце прошлого года убедились в том, какое влияние оказывают соцсети и то, что война велась не только в Карабахе, но и на онлайн-фронтах.


Новый этап соцсетей


Этот этап начался пару дней назад в момент пожизненного блокирования аккаунта в Твиттере, принадлежащего пока еще действующему Президенту США Дональду Трампу. У него было 88 миллионов подписчиков, которым он через твиты доносил свои взгляды.


Причина блокирования сформулирована так: «в связи с высоким риском дальнейшего подстрекательства к насилию».


Этот бан – прецедент, наглядно демонстрирующий, что соцсети стали публичными медиа, а не просто страницами для размышления о том, какой кофе вкусный.


Прецедент под названием «Parler»


В 2018 году Джон Матце создаёт Parler – соцсеть, которая должна была стать альтернативой всем крупным платформам. Её отличие и база – полная свобода слова. Сюда перебираются сторонники Трампа.


Как поступают Google и Apple, которые фактически делят между собой весь рынок (они создатели двух топовых операционных систем – Андройд и iOS)? Обращаются к Parler с требованием модерировать контент так, чтобы удалялись сообщения, призывающие к насилию. Требование было проигнорировано, после чего приложение Parler было удалено из магазинов Google Play и App Store.


У Трампа нет Твиттера, нет Гугла и нет «Яблока». И не забываем, что Трамп всё ещё действующий Президент США. Но с невозможностью доносить свои позиции (оценивать их не буду, пост не об этом) до широкого круга лиц.


Какие варианты остались у Трампа?


Он заявил о желании создать собственную соцсеть. Но если нет возможности размещения на Андройде и iOS, какое количество пользователей сможет набрать эта соцсеть?


Мир регулируется двумя операционными системами, и все программы создаются для двух магазинов. Если соцсети нет в этих магазинах, она не сможет стать ни общедоступной, ни широкоиспользуемой.


Что всё это означает?


a) Наш, казалось бы, неограниченный, свободный онлайн-мир легко контролируется и ограничивается


Так, Твиттер закрыл возможность вставлять хештег «1984», поскольку его начали использовать сторонники Трампа;

b) Есть видимость огромного выбора соцсетей, но только среди одобренных вариантов


Пойти против равнозначно удалению;


c) Соцсети диктуют нам, какими мы должны быть


При заполнении анкеты на визы в некоторые страны (в том числе, на визу в США или Россию), просят дать ссылку на страницы в соцсетях.


В момент своего зарождения соцсетти были личной, приватной территорией, а теперь эта территория вводит свои правила, по которым придётся играть всему человечеству. То, как человек выражает свои мысли в соцсетях, формирует отношение к нему не только подписчиков, но и государственных органов.


Потому соцсети более – это не простые площадки для выражения своего мнения, а новый элемент взаимодействия между гражданином и обществом. Элемент, который создали и наделили силой мы же сами…



bottom of page