7:00 утра, Стокгольм. Суббота. На улице только машины, убирающие мусор, пара девушек-полицейских и я.
Бегу один, стараясь контролировать каждый вдох и выдох. Вглядываюсь в тихий, бесшумный и пока не проснувшийся город – родину Нобелей.
Города так же, как люди, имеют свой характер. Я знакомлюсь с ними во время ранних утренних пробежек. Это лучшее время, чтобы увидеть город тихим, ещё не заполненным туристами. Это особое время, когда мысли сами выстраиваются в интересный неторопливый поток, которым хочется поделиться.
Об экономике
Шведы быстро меняют свои экономические направления, когда понимают, что эра той или иной технологии изживается и нужно находить новые сферы. Шведы владеют Gant, они его просто купили. Так и со многими другими брендами, которые стали неотъемлемой частью среднего класса во всем мире – H&M, Happy Socks, IKEA, Ericsson, Thule, Spotify и пр. Бежишь, и вокруг тебя вырастают офисы известных шведских брендов – Volvo, Scania, Hasselblad, Telia.
О шведском социализме
Лагом – неотъемлемая часть шведского образа жизни – «не слишком много, не слишком мало». В этом же вся суть шведского социализма без социалистического строя. Хотя сами шведы предпочитают называть ее не шведским социализмом, а Нордической моделью. К слову, за последние 100 лет социал-демократы правили в стране с парламентской монархией 75 лет.
В Швеции есть очереди на квартиры, ими обеспечивает государство, как когда-то было в Советском Союзе. Продать полученную квартиру нельзя, зато можно сдавать, поменять на другую (от государства) или передавать из поколения в поколение. Никто не боится арендовать недвижимость: в Швеции собственник зависит от арендатора, а не наоборот.
Всё это создает дополнительное «социалистическое» спокойствие: ты можешь снимать квартиру хоть всю жизнь и ни грамма не беспокоиться об этом. Нет и такой привычно-невротичной цели для стран постсоветского пространства: обеспечить недвижимостью детей. Стабильность власти и экономики – лагом проявляется и в этом.
О повседневности
Атмосфера спокойствия и размеренной жизни пронизывает всё вокруг и каждого, находящегося в ней. Даже мысли на бегу упорядочиваются и постепенно собираются в единую картину, как шкаф из IKEA :)
Отмечаю то, что бросается в глаза с момента приезда в Стокгольм – отсутствие занавесок на окнах. Дело не в том, что уставшие трудяги забыли опустить их в пятницу вечером, а в том, что занавески – просто не приняты. Вся жизнь здесь – открытая и неретушированная.
Накануне я видел, как две шведки без всякого стеснения вытащили на улицу пару стульев, легкий столик, бутылку вина и нарезанный сыр. Нарезанный не принятыми тонкими ломтиками, а именно толстыми кусками, каждый из которых – разной формы. Так режешь сыр, когда остаешься один, но когда приходят гости, мы стараемся сделать всё … красиво. Мы – другие.
У нас есть свои шторки, занавески и набор правил. Мы – иные. А шведы спокойно ходят по дому, зная, что на окнах занавесок нет. Они показывают повседневность, даже демонстрируют её во всем – от этого самого сыра, нарезанного грубыми ломтями, до утренней чашки кофе, выпитой на балконе в едва запахнутом халате.
Для меня всё это – немного странно. Я принимаю подобную открытость в других, но для себя выстраиваю строгие рамки и оставляю личное – личным, внимательно выбирая занавески и закрывая жалюзи на ночь.
Как думаете, подобная шведская открытость возможна в условиях постсоветского пространства? На этот счет у меня своё мнение, но о нём - позже.
Comments